Банк рефератов содержит более 364 тысяч рефератов, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам: истории, психологии, экономике, менеджменту, философии, праву, экологии. А также изложения, сочинения по литературе, отчеты по практике, топики по английскому.
Полнотекстовый поиск
Всего работ:
364150
Теги названий
Разделы
Авиация и космонавтика (304)
Административное право (123)
Арбитражный процесс (23)
Архитектура (113)
Астрология (4)
Астрономия (4814)
Банковское дело (5227)
Безопасность жизнедеятельности (2616)
Биографии (3423)
Биология (4214)
Биология и химия (1518)
Биржевое дело (68)
Ботаника и сельское хоз-во (2836)
Бухгалтерский учет и аудит (8269)
Валютные отношения (50)
Ветеринария (50)
Военная кафедра (762)
ГДЗ (2)
География (5275)
Геодезия (30)
Геология (1222)
Геополитика (43)
Государство и право (20403)
Гражданское право и процесс (465)
Делопроизводство (19)
Деньги и кредит (108)
ЕГЭ (173)
Естествознание (96)
Журналистика (899)
ЗНО (54)
Зоология (34)
Издательское дело и полиграфия (476)
Инвестиции (106)
Иностранный язык (62792)
Информатика (3562)
Информатика, программирование (6444)
Исторические личности (2165)
История (21320)
История техники (766)
Кибернетика (64)
Коммуникации и связь (3145)
Компьютерные науки (60)
Косметология (17)
Краеведение и этнография (588)
Краткое содержание произведений (1000)
Криминалистика (106)
Криминология (48)
Криптология (3)
Кулинария (1167)
Культура и искусство (8485)
Культурология (537)
Литература : зарубежная (2044)
Литература и русский язык (11657)
Логика (532)
Логистика (21)
Маркетинг (7985)
Математика (3721)
Медицина, здоровье (10549)
Медицинские науки (88)
Международное публичное право (58)
Международное частное право (36)
Международные отношения (2257)
Менеджмент (12491)
Металлургия (91)
Москвоведение (797)
Музыка (1338)
Муниципальное право (24)
Налоги, налогообложение (214)
Наука и техника (1141)
Начертательная геометрия (3)
Оккультизм и уфология (8)
Остальные рефераты (21697)
Педагогика (7850)
Политология (3801)
Право (682)
Право, юриспруденция (2881)
Предпринимательство (475)
Прикладные науки (1)
Промышленность, производство (7100)
Психология (8694)
психология, педагогика (4121)
Радиоэлектроника (443)
Реклама (952)
Религия и мифология (2967)
Риторика (23)
Сексология (748)
Социология (4876)
Статистика (95)
Страхование (107)
Строительные науки (7)
Строительство (2004)
Схемотехника (15)
Таможенная система (663)
Теория государства и права (240)
Теория организации (39)
Теплотехника (25)
Технология (624)
Товароведение (16)
Транспорт (2652)
Трудовое право (136)
Туризм (90)
Уголовное право и процесс (406)
Управление (95)
Управленческие науки (24)
Физика (3463)
Физкультура и спорт (4482)
Философия (7216)
Финансовые науки (4592)
Финансы (5386)
Фотография (3)
Химия (2244)
Хозяйственное право (23)
Цифровые устройства (29)
Экологическое право (35)
Экология (4517)
Экономика (20645)
Экономико-математическое моделирование (666)
Экономическая география (119)
Экономическая теория (2573)
Этика (889)
Юриспруденция (288)
Языковедение (148)
Языкознание, филология (1140)

Реферат: Когда умер Ростислав Мстиславич?

Название: Когда умер Ростислав Мстиславич?
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат Добавлен 16:58:42 06 июля 2006 Похожие работы
Просмотров: 29 Комментариев: 2 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно     Скачать

Александр Журавель

В исторической литературе этот вопрос считается давно решенным: великий киевский князь Ростислав Мстиславич умер 14 марта 1167 г., возвращаясь из поездки в Новгородскую землю, "в селъ в Рогнъдине в Зарубъ" [ПСРЛ. Т.2. Стб. 532], после чего его тело перевезли в Киев и похоронили 21 марта. Именно так описывает в статье 6676 это событие наиболее подробная в данном случае Ипатьевская летопись и именно так толкует ее сведения крупнейший хронолог советского времени Н.Г. Бережков [Бережков Н.Г., 1963. С. 177-179].

Однако не все так просто: место смерти князя и Киев разделяют по прямой не менее 450 км, а это означает, что последний путь, которым везли покойного князя из Рогнедина в Киев, был примерно на 15-20% длиннее, т.е. достигал примерно 517-540 км. Таким образом, ежесуточный "пробег" должен был составлять 74-77 км.

Между тем такая скорость является слишком быстрой даже конницы, которая, согласно учебнику тактики М. Драгомирова, в среднем способна делать 30-40 верст (32-42.7 км), а при усиленном марше - 50-60 верст (53.34-64 км). Движение обоза обычно соответствовало средней скорости движения пехоты, т.е. не превышало 4-5 верст в час и 20-25 верст в сутки (21.34-26.67 км). Обоз у конницы мог двигаться несколько быстрее, но длительных и усиленных маршей выдержать не мог и потому неизбежно отставал [Драгомиров М., 1881. С. 217-218, 270]. Нет никаких оснований думать, что в XII в. лошади были намного резвее и выносливее, чем в веке XIX, и потому даже, принимая скорость движения конницы (30-40 верст в сутки) за среднюю скорость движения траурного поезда (предположив, например, что сопровождающие часто меняли лошадей в санях, на которых везли Ростислава), невозможно допустить, чтобы похороны произошли раньше, чем через 2 недели после смерти князя. К тому же надо иметь в виду, что великого киевского князя в его путешествии наверняка сопровождала большая свита и еще бoльшая по размерам дворня, а значит, и очень большой обоз. Неправдоподобно предполагать, что их бросили в Рогнедино и все для того, чтобы похоронить князя несколькими днями раньше: это было бы неуважением прежде всего к покойному князю. К тому же "бh бо тогда зима люта велми", как свидетельствует Ипатьевская летопись в связи с походом на половцев, который после встречи с Ростиславом, направлявшимся в Новгород, т.е. скорее всего в феврале-марте, совершил Олег Святославич вместе с прочими черниговскими князьями [ПСРЛ. Т. 2. Стб. 532]. В лютый мороз выдерживать длительные[1] и тем более форсированные переходы в течение целой недели было бы для княжеской свиты крайне трудно тем более, что в этом не было никакой необходимости. Учитывая все это, следует признать, что траурная процессия могла прибыть в Киев примерно через 3 недели после смерти князя.

Стало быть, по крайней мере одна из "ипатьевских" датировок является неверной, и обращение к другим источникам косвенно подтверждает это: во-первых, смерть князя датируется в промежутке от 6673 по 6676 год; во-вторых, зачастую не 14, а 21 марта [ПСРЛ. Т. 5. С. 162 (6373); Т.24. С. 108 (6374); Т.1. Стб. 353 (6375); Т. 2. Стб. 532; Т.7., С. 80 (6376)]. Очень интересные в этом отношении сведения сообщает М.М. Щербатов, который, ссылаясь на не опубликованные до сих пор летописи Типографской и Патриаршей библиотек, указывает, что Ростислав скончался "по повествию единых марта 21 дня, других апреля 21, а наконец прежде марта 14 дня". Он отмечает также, что в одной из летописей, смерть князя отнесена к 6675 г., а погребение - к 14 марта 6676 г., и на этом основании заключил, что новый год на Руси начинался с весеннего равноденствия [Щербатов М.М., 1771. С. 303].

Встает вопрос: как возникло такое разнообразие датировок и можно ли в таких условиях вообще достоверно установить точную дату смерти Ростислава? За более чем двухсотлетнюю историю изучения русских летописей историки и не задавались всерьез такого рода вопросами, предпочитая выбирать датировку, содержащуюся в наиболее авторитетной для них летописи (чаще всего в Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской I) и игнорируя все прочие свидетельства. Самое большее, на что отваживались исследователи, - это более или менее неудачно пытались "объяснить" хронологические разночтения с помощью палеографии.

Например, в Ипатьевской летописи не вполне ясно указан срок правления Ростислава в Киеве, в результате чего издатели 1871 г. прочли летописный текст как "8 лhтъ безъ мhсяца", а издатели 1927 г. - как "50 лhтъ безъ мhсяца". Дело в том, что буквы-цифры "Н (50)" и "И (8)" очень похожи и спутать их немудрено. Но если в данном случае такое "палеографическое" объяснение вполне допустимо, то истолковать так же возникновение разночтений "14 (ДI) марта" и "21 (КА) апреля" совершенно невозможно. Если же принять во внимание, что некоторые летописи определяют киевское княжение Ростислава в 9 лет [Летопись по Ипатскому списку. С. 364; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 532], то становится ясным, что для объяснения такого рода хронологических разночтений нужен совершенно иной подход.

И такой подход был выработан мною несколько лет назад [Журавель А.В., 2002]. Он исходит из того, что на Руси вплоть до XV-XVI вв. в повседневной жизни продолжал использоваться лунно-солнечный календарь, и потому в не дошедших до нас первоисточниках события в основном датировались не по юлианскому, а лунному календарю. Подтверждением этому служит замечательное соответствие между летописными разночтениями и внутренними соотношениями лунно-солнечного календаря. Пересчет лунных датировок в солнечные производился задним числом, и потому ошибка в 1 год при определении календарного стиля от сотворения мира (СМ) порождала ошибку юлианской датировки в 9-11 или 17-19 дней, в 2 года - в 6-8 дней и т.д.[2]

В русских летописях удалось отыскать следы по крайней мере 6 календарных стилей от СМ, которые я для удобства работы обозначаю числом единиц, которые надо вычесть для получения датировок от рождества Христова (РХ):

стиль-0, (-5500 лет до РХ);

стиль-5, (-5505 лет до РХ);

стиль-8, (-5508 лет до РХ);

стиль-9, (-5509 лет до РХ);

стиль-10, (-5510 лет до РХ);

стиль-11, (-5511 лет до РХ).

Исходя из этого, многочисленные датировки смерти Ростислава Мстиславича оказываются не хаотическим нагромождением противоречащих друг другу дат, а вполне естественным следствием описанной выше закономерности.

Прежде всего следует разобраться с рядом дат от СМ - 6673, 6674, 6675, 6676. Если подойти к нему формально, то наилучшим соответствием ему придется признать сочетание стилей-8, -9, -10, -11, а значит, перевести их на счет от РХ как 1165/6. Однако следует принять во внимание 3 обстоятельства. 1) Дата 6673 содержится в составе Типографской и Софийской I летописей, в которых статей 6674-6675 нет вовсе, и под этим годом помещены также сообщения о смерти князя Ярослава Юрьевича и вокняжении в Киеве Мстислава Изяславича 19 мая. Это означает, что дату 6673 нельзя однозначно считать относящейся к обозначенным в ней событиям: не исключено, что дата механически соединена с событиями, происшедшими в последующие, пропущенные летописью годы. 2) Начало правления Ростислава в Киеве датируется вполне однозначно - на пасху 12 апреля 6668 г., что соответствует 1159 г. Если прибавить к этой "ипатьевской" датировке "8 лет без месяца", получится как раз март 6676 г., т.е. "ипатьевская" же датировка смерти Ростислава[3]. Если этот же срок прибавить к дате от РХ, то мы получим в качестве смерти март 1167 г.

Таким образом, 6676 г. Ипатьевской летописи соответствует стилю-10, т.е. на 2 единицы превышает привычный историкам мартовский стиль. Именно так охарактеризовал эту датировку Н.Г. Бережков, ничего не знавший о стиле-10 и в своих выводах руководствовавшийся только качественным анализом летописного текста. 3) Новгородская I летопись, как установил Н.Г. Бережков, стабильно использует в данные годы мартовский стиль, и потому сообщение о смерти Ростислава, датированное летописью зимой 6674 г., следует относить к именно к марту 1167 г. [Новгородская I летопись… С.32; Бережков Н.Г., 1963, С. 240, 244-245]

В пользу использования стилей-8 и -10 говорит и соотношение дат 14 и 21 марта: их 7-дневная разница (теоретическое соотношение = 8) свидетельствует о том, что исходную лунную датировку в последнем случае неправильно пересчитали, определив ее по стилю-8, хотя летописная статья на самом деле соответствовала стилю-10[4]. Иначе говоря, из этой пары 14 марта является реальной, а 21 марта - чисто виртуальной датой, возникшей в результате счетной ошибки.

Виртуальной является и указанная М.М. Щербатовым дата - 14 апреля. Разночтения такого типа величиной в 1 лунный месяц являются самыми распространенными в русских летописях. Они возникали, видимо, из-за того, что начало нового года при использовании лунного календаря неизбежно было подвижным и при этом впрямую зависело от появления фенологических признаков весны. Таким образом, холодная и продолжительная зима могла отодвинуть начало нового года на апрель в то время, как ранняя и сильная оттепель могла стать причиной раннего, еще февральского новогодия. Знать о том, какой именно была та или иная зима могли лишь современники. Если и они запись такую не сделали по свежим следам, а стали вспоминать об этом по истечении уже нескольких лет, а тем более стали пересчитывать исходную датировку задним числом, то вполне могли ошибиться на 1, а то и на 2 месяца. Кроме того, разница в 1 месяц могла возникнуть при фиксировании одного и того же события на севере и юге Руси: так Новгородская I летопись нередко относит к концу летописного года события, которые Ипатьевская летопись включает в начало следующего года. Это означает, что весна на юге началась раньше, чем на севере и потому новый год там отметили месяцем раньше.

"Щербатовская" датировка представляет собой именно первый "северный" ("холодный") случай. О том, что производной является она, а не 14 марта, говорит разница в 31 день: лунный месяц в среднем длится 29,5 дня и в средневековых лунных таблицах обычно округлялся либо до 29, либо до 30 дней, и погрешность в 1-2 дня могла возникать при использовании лунников типа Толковой Палеи, данные которых соответствовали реалии VI в. и превышали истинные лунации XII в. в среднем на 2-3 дня. Если бы вторичной была дата 14 марта разница с ее аналогом составила бы не 31, а 27 дней.

Косвенным подтверждением того, что Ростислав Мстиславич в действительности умер именно 14 марта, служит сообщение Ипатьевской летописи под 6681 г. о рождении в пятницу вербной недели князя Ростислава Рюриковича [ПСРЛ. Т.2. С.567.]. Рюрик Ростиславич назвал его явно в честь деда и своего отца и подтверждением тому служит крестильное имя - Михаил, которое носил и Ростислав Мстиславич. Вызывает однако недоумение один вопрос: в марте-апреле, на которые всегда приходится вербная неделя, нет дней, посвященных Михаилу, и потому неясно, почему Рюрик поступил вопреки церковным правилам, требующим при наречении младенцев руководствоваться святцами. Недоумение развеется, если принять во внимание, что пятница вербной недели в 1174 г. приходится на 15 марта и что младенец родился на рассвете, т.е. по древнерусским представлениям на рубеже 14 и 15 марта. Думается, именно такое совпадение в датах смерти деда и рождения внука и заставило Рюрика пренебречь церковным обычаем.

Важно то, что летописи по-разному определяют начало нового года. Если согласно Ипатьевской и большинству прочих летописей Ростислава похоронили в конце того же летописного года, то в вышеупомянутом "щербатовском" источнике смерть и похороны отнесены к разным годам - концу 6675 и началу 6676 гг. И это обстоятельство заставляет думать, что совпадение дат (и смерть, и похороны Ростислава отнесены к 14 марта) является не плодом механического сокращения текста, сходного с ипатьевским, а чистой случайностью. И в этом случае можно попытаться понять, как оно могла возникнуть.

Когда именно начинался новый год в древней Руси? При использовании лунно-солнечного календаря новогодие неизбежно должно быть подвижным, на что впервые указал Н.В. Степанов почти 100 лет назад. По его мнению, древнерусский летописный год начинал-ся в воскресенье, ближайшее к первому весеннему полнолунию и потому приходился либо на либо 2-ю по современному счету неделю-воскресенью великого поста, либо на вербное воскресенье [Степанов Н.В., 1915, С. 7-8]. Проведенный мною разбор летописного материала привел к следующему заключению: действительно, имеется некоторое число фактов, подтверждающих правомерность точки зрения Н.В. Степанова, однако гораздо больше имеется однозначных свидетельств в пользу мнения Д.О. Святского [Святский Д.О., 1915. С. 182], что новогодие привязывалось к весенним новолуниям [Журавель А.В., 2001. С.111]. Поэтому при разборе данного сюжета необходимо учесть обе возможности.

Итак, в марте 1167 г. полнолуние произошло 7 марта (стало быть, "степановское" новогодие - в воскресенье 5 марта), а новолуние - 22 марта (неомения, т.е. первое появление молодого месяца, - вечером 23 марта). Это означает, что в Ипатьевской летописи либо фиксируется полнолунное новогодие, а значит, новый был начат, а согласии со Степановым, в вербное воскресенье, т.е. 2 апреля, либо это событие привязано к новолунию 21 апреля.

Но это означает, что первоисточник "щербатовской" датировки зафиксировал новолунное новогодие: смерть Ростислава 14 марта 1167 г. действительно произошла прежде новолуния 22 марта. А теперь давайте вспомним, что в "щербатовской" датировке похорон (тоже 14 марта) год от СМ совпадает с ипатьевской (6676 г.) с той существенной разницей, что относится не к концу, а к началу летописного года! Стало быть, 14 марта как дата похорон возникла из пересчета лунной датировки не для 1167, а для предыдущего 1166 г.. Как известно, одна и та же лунная датировка при пересчете на юлианский календарь сдвигается в следующем году либо на 11 дней назад, либо - в случае использования вставного лунного месяца - на 19 дней вперед по сравнению с исходной юлианской датой, т.е. в данном случае с 14 марта. А в 1167 г., как мы знаем, время смерти Ростислава было отнесено многими летописями к зиме, чего не знал создатель "щербатовской" датировки, и потому исходил из раннего, еще февральского новогодия. Поэтому для определения точного дня похорон Ростислава надо прибавить к 14 марта 19 дней, что дает как раз вербное воскресенье 2 апреля.

И это является вполне приемлемым решением задачи и с точки зрения "транспортной": преодолеть расстояние от Рогнедина до Киева за 19 дней было вполне возможно: средняя суточная скорость составит, таким образом, примерно 28-29 км, что не противоречит приведенным в начале работы расчетам.

[1] Светлая часть суток в середине марта равна примерно 12 часам.

[2] Погрешность в 1-2 дня типична для практики использования лунно-солнечного календаря, поскольку начало нового месяца вследствие облачности и прочих естественных причин не всегда возможно определить точно.

[3] "9 лет" получатся, если отталкиваться от мартовской даты вокняжения Ростислава (6667), которая приводится в частности Радзивилловской и Софийской I летописями [Радзивиловская летопись, 1994. С. 216; ПСРЛ. Т.5. С.162].

[4] Это равносильно вычитанию от даты 6676 не 5510, а 5508 лет, т.е. отнесению смерти Ростислава к 1169 г., что невозможно, учитывая последующие летописные события.

Список литературы

Летопись по Ипатскому списку. СПб., 1871.

Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. М.;Л., 1950.

Полное собрание русских летописей (ПСРЛ):

Т. 1. Лаврентьевская и Суздальская летописи. М., 1962.

Т. 2. Ипатьевская и Галицкая летописи. М., 1962.

Т. 5. Софийская летопись. СПб., 1851.

Т. 7. Воскресенская летопись. СПб., 1856.

Т.24. Типографская летопись. Пг., 1921.

Радзивиловская летопись. Текст. Исследование. Описание миниатюр. СПб.; М., 1994.

Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. М., 1963.

Драгомиров М. Учебник тактики. СПб., 1881.

Журавель А.В. Лунно-солнечный календарь на Руси: новый подход к изучению // Астрономия древних обществ. М., 2002.

Журавель А.В. Когда на Руси начинался новый год? // Вспомогательные исторические дисциплины: специальные функции и гуманитарные перспективы. М., 2001.

Святский Д.О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения // ИОРЯС. Т.20. Кн.1. Пг., 1915.

Степанов Н.В. Календарно-хронологические факторы Ипатьевской летописи до XIII в. // ИОРЯС. Т. 20. Кн.1. Пг., 1915.

Щербатов М.М. История Российская от древнейших времен. Т.2. СПб., 1771.

Оценить/Добавить комментарий
Имя
Оценка
Комментарии:
Где скачать еще рефератов? Здесь: letsdoit777.blogspot.com
Евгений22:02:05 18 марта 2016
Кто еще хочет зарабатывать от 9000 рублей в день "Чистых Денег"? Узнайте как: business1777.blogspot.com ! Cпециально для студентов!
14:27:53 24 ноября 2015

Работы, похожие на Реферат: Когда умер Ростислав Мстиславич?

Назад
Меню
Главная
Рефераты
Благодарности
Опрос
Станете ли вы заказывать работу за деньги, если не найдете ее в Интернете?

Да, в любом случае.
Да, но только в случае крайней необходимости.
Возможно, в зависимости от цены.
Нет, напишу его сам.
Нет, забью.



Результаты(151305)
Комментарии (1844)
Copyright © 2005-2016 BestReferat.ru bestreferat@mail.ru       реклама на сайте

Рейтинг@Mail.ru